Признаки инновационного проекта в вузе
<script async src="https://pagead2.googlesyndication.com/pagead/js/adsbygoogle.js?client=ca-pub-4595460154597702" crossorigin="anonymous"></script>
Одной из форм коммерциализации является участие научных проектов ученых вуза в конкурсах, проводимых инновационными фондами.
В связи с этим представляет определенный интерес рассмотрение критериев отбора, предъявляемых фондами к проектам – соискателям финансирования. Обсуждению признаков инновационности проектов посвящена настоящая статья.
1. Научная обоснованность.
Этот критерий особенно важен для защиты проекта на разных уровнях.Необходимо иметь серьезное теоретическое обоснование процессов, положенных в основу инновации в виде публикаций в центральной печати, а также в виде диссертаций.
Суть проекта желательно обсудить на научных семинарах, чтобы иметь возможность ответить на всевозможные вопросы. Это придает уверенности докладчику и, несомненно, считывается на подсознательном уровне экспертами. Таким образом, хорошее владение теоретическим материалом – залог успешной защиты проекта на инновационной сессии.
Следует дать информацию об области компетенции каждого участника проекта в современных понятиях научной рубрикации с указанием количества публикаций в печати по тематике проекта.
2. Товарное предложение.
Общепринятое понятие практической значимости в отношении к инновационным проектам следует заменить понятием «товарного предложения». Под ним понимаются реализуемые в материальном виде результаты интеллектуальной деятельности – товары, а также нематериальные услуги.
Проект должен содержать описание того, как авторы предполагают использовать полученные в процессе исследований результаты интеллектуальной деятельности хотя бы в 2-3 отраслях промышленности.
Предложение должно быть изложено в форме описания выгод, которые получит потенциальный пользователь товара, услуги, а также инвестор.
3. Источники софинансирования.
Этот признак чрезвычайно важен для принятия экспертами положительного решения. В этом разделе описания проекта, кроме информации о результатах переговоров по финансированию проекта третьими лицами в денежной форме, может содержаться информация и документы, например, о передаче заинтересованными предприятиями на безвозмездной основе во временное пользование производственных помещений, имущества.
4. Маркетинговая стратегия.
При подготовке и выполнении проекта значительный отрезок времени занимает не столько выработка подробного плана реализации проекта, сколько выработка маркетинговой политики продвижения на рынок готового товарного предложения, включающая формирование его имиджа, общественного мнения вокруг него. Поэтому наличие проработанной маркетинговой стратегии высоко оценивается экспертами инновационных фондов.
5. Международное партнерство.
В обосновании проекта необходимо привести 1-2 предшествующих проекту аналога, из которых хотя бы один был зарубежным, описать недостатки аналогов, устраняемые благодаря предлагаемому проекту.
Желательно заранее перевести и выложить описание проекта в Интернет на ресурсе Ideal-IST - глобальной службы поиска партнеров для участия в международных проектах. Результаты международных контактов следует отразить в описании проекта.
Приведенные выше некоторые критерии инновационных проектов оказались наиболее значимыми при защите проекта автора статьи «Технология упрочнения дисперсионно-твердеющих сплавов при механических и тепловых воздействиях», представленного на конкурс в 2006 г. по программе «Старт», г. Нижний Новгород, в 2008 г. - на конкурс «50 идей для Республики Татарстан» (удостоен приза и премии), в 2009 г. – на конкурс «Бизнес, инновации, технологии» (отмечен за качество подготовки).